Главная / Home » Статьи / Articles » Interview |
Интервью с Нуно из британского журнала "Guitarist"
(Март 2012) (№ 352) Interview with Nuno in Guitarist: The Guitar Magazine (UK) (March 2012) (№ 352) перевод с английского:
Николай Трофимов Светлана Гаврикова Иван Романов Кристина Знаковская Когда его звезда зажглась на рок-сцене в 90-х с ''Extreme'', Нуно Беттенкурт был тем, кто появлялся на постерах с крутыми риффами и создавал мировые хиты, такие как ''More Than Words''. В наши дни, играя на шести струнах у Рианны и записывая новый альбом с ''Extreme'', он зажигает как никогда. Он рассказал нам, каково играть с поп-богиней, о смерти шреда и эволюции своих именных инструментов, включая его старенькую, но верную N4.
22 декабря 2011
Лондон, Великобритания С того времени как 80-е перешли в 90-е, когда рваные джинсы и ухоженные волосы ознаменовали ослепительную технику игры на гитаре, Нуно Беттенкурт выделялся из толпы подражателей не только благодаря своим неистовым соло, но и композиторскому таланту и чувству ритма, которого не хватало многим подобным соло-гитаристам. На успешном альбоме ''Extreme'' "Pornograffitti" 1990 года, Нуно стал таким гитарным виртуозом, каким его никто не видел. Заглавный трек альбома - акустическая серенада ''More Than Words'', может быть, простая акустическая песня о любви, но написана превосходно и продавалась как дешевые зонты во время ливня. Тем не менее, альбом показал экстраординарную технику Нуно в полном объемё: в знаменитом интро-соло ''He-Man Woman Hater'', он атаковал гриф своего Washburn N4 с такой поразительной точностью, что вскоре это соло получило своё название - "Flight of the Wounded Bumblebee" ("Полёт раненого шмеля"). Когда ''Extreme'' распались в 1996 году, Нуно был занят во множестве проектов, включая ''DramaGods'' и банду Перри Фаррелла ''Satellite Party''. Тем не менее, воссоединение ''Extreme'' в 2004-ом было очень тепло принято, они отправились в тур и в 2010-ом записали лайв-альбом ''Take Us Alive'' со старой компанией. Затем барбадосская мега-поп-звезда попросила Нуно быть её гитаристом. Последовал большой тур, в ходе которого мы увиделись с Нуно в Лондоне накануне Рождества. Как он признаётся, несмотря на его огромное желание заняться новым материалом для ''Extreme'', ужасно сложно отказать Рианне.
«По окончании первого турне я сказал Рианне, что не согласен продолжать. Но когда она приходит к тебе и говорит ''Слушай, мне действительно нравится то, что ты делаешь'', очень трудно сказать ей ''нет''... »
Экстримальные решения
"Если бы мне это не нравилось, разумеется, я не стал бы этого делать", - размышляет Нуно, объясняя основную причину работы с Рианной. Сейчас, на пятом десятке, он прекрасно выглядит и счастлив делать то, что он делает, несмотря на все испытания, предоставленные ему судьбой. "Я никогда не думал о продолжении этого тура. Когда мы закончили его в Австралии, моя цель была назначить сроки работы с ''Extreme''. Но казалось, будто бы вся мировая экономика рухнула в течение нескольких месяцев. Это было очень трудно для нас ("Extreme") и это реально выбило меня из колеи. "По окончании австралийского турне я сказал Рианне, что не согласен продолжать. Но когда она приходит к тебе и говорит ''Слушай, мне действительно нравится то, что ты делаешь'', очень трудно сказать ей ''нет''... Она действительно милая... Действительно классная и крутая. Но вначале я сказал "Нет, я пас". А потом, когда наши планы с ''Extreme'' не сбылись, я понял, что могу продолжать работать с ''Extreme'' и одновременно гастролировать с Рианной, так у меня будет занятие на каждый день. Я писал в автобусе, писал в отелях. У меня есть от 70 до 80 хороших песен для нового альбома ''Extreme''. Я очень этому рад, но я уверен, что многие из наших преданных фанатов, возможно, поговаривают: "Господи, что происходит?". Я имею в виду: ''Extreme'' возвращаются, записывают альбом, уезжают в тур, а потом Нуно исчезает с Рианной. Может это звучит немного непонятно (смеётся), но в связи с экономической ситуацией мы просто не могли вернуться, и даже сейчас - всё ещё не подходящая ситуация. Но мы собираемся попробовать и сделаем это."
Мастер в деле
Учитывая очевидную разницу между хард-роковым звучанием ''Extreme'' и хит-парадным R&B Рианны, мы спросили у Нуно, было ли ему трудно объединить его гитарный стиль с её музыкой? Нуно ответил, что это был своего рода вызов, который и является ключевым моментом того, почему он до сих пор участвует в её шоу. ''Обычно Вы бы подумали: ''Почему, чёрт возьми, Нуно играет с Рианной?'' Потому что, прежде всего, в её записях не было гитары вообще. На самом деле. И этот факт сделал для меня этот вызов ещё интереснее", - говорит Нуно. "Я всегда был немного причудливым гитарным мудрецом, я всегда был большим поклонником более фанковых и более ритмичных вещей. А музыка Рианны затрагивает много разных жанров - и R&B, и хип-хоп, и даже регги. "Я посчитал это большим вызовом, и теперь, играя всё это, я чувствую себя как дома. Мне кажется, что играть песни ''Extreme'' для меня легче, потому что это то, что я делаю. Когда ты играешь то, что создаёшь сам, это трудно назвать вызовом. Но когда мы с Рианной сыграли первые четыре песни, я наткнулся на вещи, которые никогда не делал раньше. Это заставляет меня напряжённо трудиться и кто-либо из тех, кто приходят на наши шоу во время этого тура, всегда подходят и извиняются, и говорят что-то вроде: "Ух ты, мы даже и представить не могли, что здесь может быть гитара или что это может быть частью тебя." Это очень интересно, не так ли?"
Титанический звук
На данный момент отметим, что один из постоянных сотрудников журнала "Guitarist" присутствовавший на шоу Рианны в Лондоне в "O2" доложил, что живой гитарный звук Нуно был лучшим, что он когда-либо слышал. Предпочтения Нуно хорошо известны: это его потрёпанная N4 с именным усилителем Randall NB King и немного различных звуковых эффектов. Но мы спросили Нуно, делал ли он нечто особенное во время тура с Рианной? "Это интересно", - размышляет Нуно, "потому что это тот же самый набор оборудования, который я всегда использую, плюс два микрофона, которые я также всегда использую - Shure SM 57 и Sennheiser MD 421 - рядышком в один динамик, немного в сторону от центра и всё. Я настоял, чтобы сохранили такую установку. Но я думаю, что "большой звук", который попадает в микрофоны из огромных залов/арен, где мы выступаем, проходя через такую систему, наверное, и даёт такое отличие от всего того, что они слышали раньше. Я не менял ни ручки, ни эквалайзер, ни педали - ничего."
Группа Уандера
Это, конечно, всё очень хорошо, но мы не могли не задаться вопросом, как Нуно, осведомлённый гитарист и бывший ударник, вдруг согласился играть риффы в шоу Рианны? "Ну, могу сказать, что между людьми, которых мы зовём поп-артистами, есть существенные различия, например, как между Бритни Спирс и Рианной", – говорит Нуно. "Потому что Рианна хочет создать по-настоящему хорошую команду для живых выступлений. В её записях нет ничего, что меня бы удивляло. Также в её записях нет лидер-вокала. Однако группа получилась высококлассная: ударник Крис Джонсон играл с самим Стиви Уандером! Это именно то, что хотела Ри, и это невероятно. Так здорово играть с этими ребятами и всё не ограничивается рамками песен, которые мы играем и записываем. Мы можем играть что угодно."
Общая картина
Один из самых впечатляющих аспектов игры Нуно - это ритмическая изысканность, которая добавляет фанковости и синкопичности его риффам и на наличие которой повлияли в равной степени Джеймс Браун и Ван Хален. Сказалась ли его начальная игра на ударных на остальных аспектах игры? "Я считаю, что нужно обязательно работать с ударными, и понимать ритм как он есть. Когда я оглядываюсь назад, я вижу различия между мной и, возможно, большинством гитаристов, потому что в независимости от того, что я слушал, слушал ли я "Yes" или "Zeppelin" или ещё что-нибудь, я никогда не слушал просто риффы, я всегда слушал, как гитара связана со всем остальными инструментами."
«Время никогда не изменит то, что сделали великие люди, которых я люблю - Брайан Мэй, Эдди Ван Хален, Джимми Пейдж или Эл Ди Меола»
"Никогда не было такого, чтобы я просто услышал мелодию и спел её, или услышал рифф и просто сыграл его. Я всегда знал - за риффом стоит труд гитариста, достойный уважения. И имея эту странную манию слушать всё вокруг, я стал извлекать из этого ритм и играть его, но, несмотря на это, я никогда не реализовывал до конца то, что делал."
Скоростное ограничение
Ещё одна причина, по который "Extreme" смогли совершить такой прорыв в главных чартах 90-х годов - это неотразимое чутьё Нуно к мелодии. Учитывая, что он также известен как шредер, мы спросили у него, как же он не потерял связи с основной мелодией, солируя в полную силу? "Это вопрос на миллион долларов для гитаристов, которые в конечном итоге играют быстро или могут делать нечто подобное", - сказал Нуно, "Смогут ли они сказать что-нибудь в момент, когда быстро играют? Это всегда было моей целью - не знаю, достиг ли я этого, но это было моей целью всегда. Я стараюсь почувствовать энергетику песни, как например, в ранних записях с "Play With Me", которая была просто сумасшедшая, таким образом, ты заряжаешься энергией песни и делаешь безумное соло. Но, надеюсь, песня не утратила мелодичности от этого." "Я думаю, это и есть то, что "разрушило" гитару в целом. Я не хочу сказать "убило" гитару, но это отбило интерес к гитаре в поздние восьмидесятые и ранние девяностые, и сделало более важным нечто другое. Всё это превратилось в Олимпийскую версию игры на гитаре под названием "Как быстро ты можешь играть". Множество таких ребят, как Пол Гилберт, были настолько способными только из-за одного момента - не обязательно с Полом – люди, которые слушали этих ребят, не знали ничего больше, кроме того, как "Я хочу играть быстрее, я хочу играть ещё быстрее и чище, и слышать, насколько безумны эти звуки." Это стало своего рода карточкой физических возможностей без сердца и души. И я думаю, что именно из-за этого через некоторое время гитара стала отвратительной и неприятной."
«Если вам не нравится то, что вы видите...»
Нуно говорит о том, что он готов рискнуть, ради того, чтобы сделать самый амбициозный в музыкальном плане альбом группы.
''Материал ''Extreme'' интересный. Мы записали альбом ''Saudades De Rock'' и я обожаю его, потому что мы не играли подобное долгое время. Мы добрались до студии и просто играли. И мне нравится его энергетика. Это просто альбом ''Extreme''. Но я не хочу записывать ещё один такой же. Я подозреваю, что следующий наш альбом, возможно, отпугнёт некоторых преданных фанатов (смеётся). Но я надеюсь, что фанаты ''Extreme'' ждут неожиданного. Я на днях давал интервью в Германии и один из вопросов был ''Что Вы можете сказать тем фанатам ''Extreme'', которые считают, что Вы продались? Вы играеете с Рианной, но Вы же рокер!'' И я сказал: ''Хмм, Вы сейчас говорите о группе, которая написала ''More Than Words''? У этой группы был популярнейший хит, акустическая баллада? О какой группе Вы говорите? Я же не играю с ''Металликой'' или ''Пантерой''. ''Extreme'' всегда играли в разных стилях, но у нас всегда было фирменное звучание ''Extreme''. Всё, что мы делали, было в духе ''УХ ТЫ'', начиная с ''More Than Words'' и заканчивая ''Get The Funk Out'' и ''Hole Hearted'', которая похожа на кантри. Что-то из всего этого имеет отношение к рок-н-роллу? Так что, на следующей альбоме, я хотел бы немного, так сказать, развернуться и показать все те стороны ''Extreme'', которые собственно у нас всегда и были, но в ещё большей мере.''
Высшее образование
Откровенность - часть загадочной личности Нуно как гитариста: он почти на вершине виртуозной игры на гитаре, но одновременно стоит в стороне от неё. Неортодоксальность, конечно, у него в крови, его техника AAA-класса была достигнута благодаря тому, что он, будучи подростком, убегал из школы, чтобы практиковаться в игре на гитаре по 7 часов в день, и по этой причине он, пожалуй, самый прогуливающий трудоголик в истории. Мы спросили его, был ли у него определенный план, когда он пропускал занятия в школе, дабы больше посвятить себя игре на гитаре? ''Я действительно понятия не имел, что я делал,'' – вспоминает Нуно, ''потому что я никогда не брал уроки, где бы мне сказали, ''Тебе нужно играть гаммы или тебе нужно играть это или то.'' Просто у меня было время делать, что угодно, и я это делал. Было ли это написанием чего-то наподобие ''Midnight Express'' или это была простая игра соль, до, ре мажор. Я не знаю, я, правда, не помню. Но я вспоминаю, что я действительно получал удовольствие от того, что, чем больше я вкладываю, тем больше получаю.'' ''Я также помню, что за время наших выступлений в клубах в течение трёх лет, люди подходили и спрашивали: ''Сколько ты играешь? У тебя действительно хорошее звучание.'' А я отвечал: ''Три года'' и они такие ''Что? Я играю где-то 8-9 лет и у меня так не получается.'' И это забавно, когда кто-то говорит ''годы'', потому что мы оба – ты и я – могли бы сказать, что мы играем уже 20 лет, но, сколько мы действительно сыграли за эти 20 лет? Так что, я думаю то, что люди делали в течение 10 лет, я делал в течение 2 или 3 лет. В этом и есть разница.''
Назад к истокам
Учитывая, что Нуно считается первоклассным гитаристом уже более двух десятилетий, мы спросили его, какие аспекты игры дают ему наибольшее удовлетворение в эти дни? Начиная свою деятельность, он был большим поклонником Ван Халена и Брайана Мэя. По-прежнему ли он ссылается на те стили в своей собственной игре? ''Вы всегда возвращаетесь к тем вещам, которые любили, когда были молоды, и вы всё ещё восхищаетесь этим,'' - говорит Нуно. ''Любые топ-гитаристы, которых я обожал, был ли это Брайан Мэй, Эдди, Джимми Пейдж или Эл Ди Меола – каждый из них повлиял на меня… Время никогда не изменит то, что они сделали.'' ''В последнее время, я думаю, начинаешь уделять больше внимания тону. Может, это приходит с возрастом, как старение вина. Иногда я слушаю старые записи, которые я делал когда-то. Как же это было круто для того времени, порой это звучит молодо. Знаешь, звучит так, как будто ты бегаешь с отрубленной головой. Звучит по-сумасшедшему. Это молодая энергия, которая бьёт через край. И я не хотел бы это менять, это похоже то, как когда ты рассматриваешь старые фотографии. У тебя возникают мысли, ''оу, неужели я носил эту рубашку тогда?'' или что-то ещё. И ты всегда пытаешься улучшить всё, во что ты веришь.''
Внимание к деталям
''Я привык уделять, прежде всего, внимание тону'', - продолжает Нуно, ''Но мне кажется, что нюансы не менее важны. Раньше мне всегда нравилось работать в связке с ударником, но чем дольше это продолжалось, тем больше я понимал, что хочу быть отдельно от него - это смотрится намного лучше и сексуальнее. Это то, что тебе не знакомо, когда тебе 19. Но все эти вещи – это всё мелочи. Ты всё ещё хочешь играть, как и раньше, надеясь, что ты не стареешь. Ты всё ещё хочешь играть также быстро, но пытаешься получить реальное качество того, что ты делаешь.''
Движение силы
Несмотря на то, что он получает удовольствие, находясь в туре с Рианной, понятно, что у ''Extreme'' по-прежнему сильная поддержка в лице Нуно. Но что дальше? ''Я не знаю. Я кое-чему научился в туре с Рианной'', - размышляет Нуно. ''Возможно, мне действительно нужно устроить себе музыкальные каникулы. Пойти и поиграть с бассистом, что обычно я бы никогда не делал, или с клавишниками... Я имею в виду, что эти ребята просто невероятны в том, на что они способны. Я выпросил раздевалку побольше, чтобы собрать там полный комплект барабанов, клавишных и всего остального, чтобы мы могли играть там каждый день. И это действительно великолепно. Я не большой мастер по части инструментальных композиций, но частичка меня всегда хотела бы это сделать – собрать этих ребят и сделать серию совместных работ, которые представляли бы собой смесь R&B, фанка, хип-хопа - всего. ''Но так как ''Extreme'' снова в деле, я хочу вернуться к нему и я чувствую, что немного подвёл своих ребят. Они всегда ждут меня, но мне бы не хотелось возвращаться только для того, чтобы загладить вину, я просто скучаю за всем тем и хочу туда вернуться. ''Но, послушайте, я чувствую себя вполне счастливым, что будучи 45-летним гитаристом, которого попросили поработать с 23-летней певицей - одной из самых известных в мире, быть в состоянии работать по 12 часов, иметь возможность выступать в ''О2'' Арене и получить значимое место в шоу. И я чувствовал, что кто-либо из тех, кто критиковал или смотрел на всё это скептически, возможно, поменял своё мнение, после того как побывал на шоу.''
Новые уши
Одно из самых ярких наблюдений Нуно – гитара, как незнакомый инструмент для многих молодых поклонников Рианны, для которых он играет, и представление её им - является одним из полезных аспектов его работы. ''Меня поражает тот факт, что многие дети, которые приходят на все эти шоу, никогда не видели группу вроде этой или гитариста - и, возможно, никогда бы и не увидели'', - говорит Нуно. ''Были люди, которые подходили ко мне после шоу и говорили, что никогда не видели ничего подобного и что потом находили в Интернете нашу группу (''Extreme'' – прим. пер.) и приобщались к гитаре. Поэтому есть что-то действительно интересное в том, чтобы демонстрировать гитару поколению, которое, может быть, не знакомо с ней совсем. От 14-летних мальчиков, девочек, родителей, да от кого угодно, я слышу следующее: ''Музыка, которую я услышал сегодня вечером - игра на гитаре, группа, качество – это потрясающе.'' Да, они, конечно, визжат от Рианны, но у меня возникает мысль, что я, может быть, вдохновил кого-то выбрать гитару, кто в противном случае никогда бы этого не сделал." ДВЕ СТОРОНЫ КАЖДОЙ ИСТОРИИ
Нуно рассказывает об основных принципах своего богатого звучания: это его верная оригинальная N4 и появившийся позднее - винтажного вида гитарный усилитель Randall NB King...
Расскажи нам о твоей долгожительнице N4 – как эта первая из ''породы'' держится в эти дни? ''Ты знаешь, я не могу от неё избавиться! Я пытался оставлять эту штуковину дома тур за туром. Только из-за того, что она (гитара) выглядит потрёпанной, каждый раз я выбирал другую... мы даже сделали точную копию этой гитары, но годы работы, вложенные в неё, ничем не заменишь. ''В итоге ты просто берёшь её и играешь. О, это как приставить к твоему телу другую конечность и она будет работать. С этой гитарой я не ощущаю, что я играю на гитаре, она как часть моего тела. Она приросла ко мне. С другими гитарами я не чувствую ничего подобного. А вот с N4 я даже не осознаю, что играю на ней. Она сидит на тебе как пара туфель или бейсбольная перчатка – чем больше ты это носишь, тем больше эти вещи приобретают форму твоего тела и становятся частью тебя.'' Что на счёт твоего усилителя Randall NB King? Каким образом ты сводил к единой концепции все тона, которые ты использовал раньше, будь-то усилитель Marshall или ADA MP-1? ''Это произошло случайно. Я был в Австралии. Мой зять (муж сестры Сюзи Ди Марчи – прим. пер.) владелец музыкального магазина в Перте в Западной Австралии. Мы были в его магазине после закрытия, и у него на прилавке стоял этот усилитель. Ради забавы я подключил к нему гитару и начал играть. В общем, мне понравилось, и спустя час-полтора я уже думал, может, это как раз то, что я давно ищу? ''И я сказал тогда, ''Мы можем взять с собой кучу других усилителей из твоего магазина, которые я уже знаю и которые мне нравятся? Может Hughes & Kettner или может старенький JCM800, или что там у тебя ещё есть.'' И я понял, что и, правда, всё больше склоняюсь к этому усилителю, чего раньше никогда не случалось. И одной из причин моего выбора было то, что при использовании этого одного усилителя я мог играть и более мягкое, чувственное соло, и что-то более тяжёлое. Прежде все эти эффекты я не мог сочетать в одном усилителе, никогда. ''Мы прибрали немного низов, чтобы подстроиться под мою манеру игры, но в то же время, когда я начал играть соло - он фактически пел! После всего сказанного, можно ли сказать, что это отличный усилитель? Я не знаю. Для меня он отличный. Этот усилитель для меня имеет такое же значение, как и моя гитара (оригинальная N4). Я просто вытащил его, подключил и стал играть. Классно - то, что надо. Этот усилитель помогает мне звучать так, как мне нравится. ''И что ещё мне понравилось в этом усилителе – это то, что когда вы используете усилители Marshall, не важно, я играю или вы играете - большинство усилителей похожи. Fender'ы похожи и поэтому они нам нравятся. С этим же усилителем я пришёл к выводу (к хорошему или плохому), что он даёт возможность быть самим собой, если это имеет какой-либо смысл для вас. Я ни в коем случае не пытаюсь навязать его вам. Мне в нём нравится то, что он крайне честный.''
«Этот усилитель для меня имеет такое же значение,
как и моя гитара (оригинальная N4). Я просто вытащил его, подключил и стал играть. Классно - то, что надо.»
«Моя ГЛАВНАЯ цель - это всегда пытаться сказать что-то, а не просто играть ради техники.» © Нуно Беттенкурт
Nuno Bettencourt N4 Washburn
Guitarist: The Guitar Magazine (UK) (March 2012) (№ 352) iTunes App Store - Guitarist: The Guitar Magazine (Deluxe Edition) Guitarist Deluxe iPad edition cover, issue 352
taken from GuitaristMag
| |
Категория / Category: Interview | Добавил / Added: KristallZ (26.02.2012) | |
Просмотров / Views: 3522 | Рейтинг / Rating: 0.0/0 |
Tours [14] |
Interview [23] |
EXTREME [21] |
Nuno Bettencourt [21] |
Nuno & other musicians [6] |
Gary Cherone [19] |
Hurtsmile [8] |
Video [20] |
Audio [7] |
Total [0] |
© 2010-2025 | О сайте / About |